Программа
по профориентации школьников
«Выбор профессии – залог успеха и процветания в жизни».
Жизнь перед подрастающим поколением ставит жизненно-важный вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной деятельности. Проблема осмысленности, полноценности существования и даже личного счастья связана с ролью профессионального труда в жизни человека. Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходиться на старший школьный возраст (14-17 лет). Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, совершаются первые профессиональные пробы. Но следует отметить, что первоначальный интерес к профессиям возникает у детей в дошкольном возрасте, вот почему в настоящей программе мы делаем попытку осмысления данного процесса, начиная с дошкольников и младших школьников, т.к. считаем, что – детство – фундамент будущего. Вводимая в школах профориентационная работа тесно связана с предметным обучением. Успешное решение которой позволит преодолеть такой недостаток современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и ученика. Тема профориентации актуальна в настоящее время, т.к. позволяет современному школьнику иметь представление о широком спектре профессий, существующих в мире и, более грамотно подойти к выбору сферы своей будущей деятельности, как осознанному выбору.
Цель программы: формирование профориентационного мировоззрения школьника, способствование осознанности выбора будущей профессии. Оказание профориентационной поддержки старшеклассников в процессе выбора профиля профессии.
Задачи:
1. Выявление данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для организации целенаправленной профориентационной работы.
2. Обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе.
3. Дополнительная информационная поддержка школьников из неблагополучных семей, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства.
4. Выработка гибкой системы сотрудничества Широкоярской школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями Мошковского района.
Предполагаемые результаты работы:
1. Ориентация школьников в мире профессий и их самоопределение в сфере будущей профессиональной деятельности
2. Организованный досуг школьников, экскурсии на предприятия области и города, в учебные заведения и т. п.
3. Согласованность и преемственность учебно-воспитательной работы в образовательной модели: детский сад – начальная школа – старшее звено
4. Уменьшение количества несовершеннолетних, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
5. Освещение деятельности программы на сайте Широкоярской школы.
6. Анализ результатов и подведение итогов реализации программы
7. Разработка и распространение методических и профилактических материалов по данной тематике среди заинтересованных лиц.
Профориентационная работа – это практические мероприятия рекомендательного характера по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях и требованиях к соискателю рабочего места, особенностей и способностей выбирающего и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности. Профориентация решает комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач и включает различные элементы представленные на схеме, составленной по материалам работ Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Б.А. Федоришина.
Профориентация |
профпросвещение |
профпропаганда |
профвоспитание |
профдиагностика |
профотбор |
профессиография |
профадаптация |
профигра |
профконсультация |
Профпросвещение – сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку.
Профпропаганда - формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность.
Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию.
Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения .
Профпригодность – прогностическая характеристика возможностей человека в овладении какой – либо деятельностью, профессией.
Профотбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения или деятельности в связи с требованиями со стороны профессии и соответствием человека, предъявляемым требованиям.
Профессиография – разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с определением их социально-экономического значения, перспективного роста, материального обеспечения и других условий труда, психологических и физических нагрузок. возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований и профессионально значимым качеством работника.
Профактивизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.
Профадаптация – мероприятия, направленные на более быстрое достижение оптимального качества деятельности в конкретной профессии, овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе.
Профигра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Профигра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профориентационную деятельность условиях при помощи «погружения» обучающихся в ту или иную профессию.
Профконсультация – взаимодействие клиента и профконсультанта по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития, это совместная деятельность обучающихся и консультанта по формированию или изменению социально-психологических установок самоопределяющейся личности.
Содержание профориентационой поддержки в РМОУ Широкоярская СОШ.
Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях сельской школы мы рассматриваем как комплексный процесс развития личности школьника через все этапы обучения: детский сад, начальная школа, среднее звено и выпускники. Здесь главная связующая роль принадлежит классному руководителю, который в свою очередь, выступает условием укрепления жизненных сил обучающихся, когда они размышляют о том, чего хотят, что могут и т. п. в связи с этим профориентационная поддержка рассматривается нами как система мероприятий, служащих:
1. Поддержанию направленности личности и ее ценностей, целей и мотивов, субъективного отношения к различным сторонам действительности.
2. Осознанию старшеклассниками уровня своей готовности к профессиональному самоопределению, сформированности личного профессионального плана.
3. Созданию условий для личностного роста, самореализации и самосуществования.
В условиях Широкоярской СОШ профориентационную поддержку старшеклассников мы рассматриваем как групповую и индивидуальную в рамках групповой профконсультации, которую проводит классный руководитель. В зависимости от конкретного запроса обучающихся и профессиональной компетентности классного руководителя определяется содержание профориентационной поддержки, которая может быть оказана в следующих формах:
· Информационно-экспертная дает возможность старшеклассникам соотнести свои возможности с требованиями выбранной сферы обучения и профессионального труда. На основании этого происходит расширение вероятностного приложения своих сил в соответствии с интересами и склонностями.
· Эмоционально – энергетизирующая поддержка старшеклассников отвечает их потребности в эмоциональном благополучии. Эта потребность возникает при соотнесении желаемого и возможного и при рассогласовании их в сфере выбора и реализации профиля обучения. В этом случае учащиеся нуждаются в эмоциональном одобрении своих ценностей и желаний. Активность самих школьников направлена на утверждение своих жизненных предпочтений. Содержанием профориентационной поддержки становятся понимание и принятие классным руководителем жизненных ценностей старшеклассников.
· Профессионально-деятельностная поддержка старшеклассников необходима тогда, когда перед подростками возникает необходимость совершить значимый для него выбор. От этого выбора зависит в частности, что одно из равнозначных по ценности предпочтений (спорт, музыка или иностранный язык) предстоит оставить ради другого, не менее ценного предпочтения (например, математики). Профессиональная поддержка в этом случае направлена на подтверждение выбора. На этом этапе поддержки можно организовывать экскурсии в учебные заведения и предприятия, чтобы потом в ходе беседы выявить возможности перспективного приложения жизненных сил по любой из альтернатив.
· Личностно – развивающая поддержка требуется тогда, когда у старшеклассника имеется потребность переосмыслить жизненный опыт в связи с изменившимися условиями жизни (вынужденная миграция, лишение одного родителя и др.). Его мотивы и цели связаны с вынужденным изменением жизненных перспектив, кардинальным пересмотром ценностных ориентаций. Действия старшеклассников одновременно направлены и на поиск необходимой информации, связанной с профессиональным самоопределением на удовлетворении потребности в эмоциональной поддержке рефлексивное осмысление деятельности.
Важно при оказании профориентационной поддержки любого уровня знать особенности психологии подросткового возраста, быть осведомленным в широком спектре профессий, а также умение организовать коммуникативную деятельность с подростками.
Основные моменты выбора профессиональной консультации в профориентационной работе.
При проведении профконсультаций, направленных на самоопределение старшеклассников, важно знать основные понятийные категории классным руководителям:
Ориентиры – реальные или воображаемые объекты, задающие направление движения с целью приближения к ним. Ориентиры в условиях профессионального самоопределения старшеклассников позволяют установить свое положение, сформулировать свою жизненную ситуацию, после чего определить направление движения к намеченным достижениям.
Устремления – помыслы, намерения, которые сосредоточены на каком-либо направлении профессионального развития, стремление к выбранной сфере деятельности.
Предпочтения – признание преимущества одной сферы профессиональной деятельности перед другой.
Намерения – склонность, предрасположенность что-либо сделать, иметь к этому выраженное желание.
Склонности – предрасположенность к какой-либо деятельности, принятие определенной точки зрения, мнения, готовность к принятию того или иного решения.
Интересы – особое внимание к какой – либо профессиональной деятельности, желание разобраться в сути существенного в ней.
Социальные установки – готовность к совершению определенных действий на основе полученной информации и эмоционального отношения к ней.
Направленность – совокупность интересов, склонностей, убеждений, идеалов личности, т.е. ее мировоззрение.
Эффект первичности проявляется в восприятии первого из учебных заведений, посещенных обучающимися, оно всегда более привлекательно.
Эффект новизны – новая информация всегда более значимая для обучающихся, следовательно важно этот момент использовать на каждом занятии, встрече на профориентации.
Эффект ореола – приписывание той или иной профессии преувеличенных достоинств – обычное явление для старшеклассников на этапе профессионального выбора. Чаще всего эффектом ореола обладают профессии сферы бизнеса, в том числе и сетевой маркетинг, как индустрия 21 века.
Стереотипы в профориентационной работе – некий устойчивый штамп-образ той или иной профессии (учитель, врач, милиционер), которые сужают представление о сферах труда и людях, ограничивают процесс их познания.
Предубеждения строятся на основе негативного прошлого опыта, который носит ограниченный характер.
Ценности – эмоциональные пристрастия человека к отдельным социальным объектам. Их основное содержание составляют социальные чувства и индивидуальные представления о добре и зле, счастье и несчастье и т. п.
Ценностные ориентации – составляют основу отношения личности к окружающему миру, другим людям, к себе самому. Они определяют содержание мотивационного ядра личности, т. е. систему ее побуждений, складывающихся в индивидуальную жизненную концепцию. Ценности бывают базовые и инструментальные (предпочтительные убеждения). Базовые ценности – это сплав веры и убежденности в том, что какая-то конечная цель стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные – сплав веры и убежденности в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Ценностные ориентиры – комплексные цели, которые выполняют одновременно организующую и смыслообразующую функции по отношению к осуществляемой активности. Это индивидуальная система ценностных ориентаций, рассматриваемых во временной протяженности жизни.
Потребность – исходная форма активности человека, состояние объективной нужды в чем-то, что лежит вне человека и составляет необходимое условие его нормального существования.
Мотивы :
· Побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением насущной потребности, т. е. совокупность внешних и внутренних условий, выражающих активность человека и определяющих ее напрвленность.
· Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется
· Осознаваемая причина лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Ведущая мотивация – сочетание мотивов, побуждений, вызывающих активность человека и определяющие ее направленность.
Цели – образы желаемого результата, т. е. того, что должно быть достигнуто в результате выполнения действия. Цель определяет способ и характер действий человека.
Задачи – это цели, данные в конкретных условиях. Задачи решаются посредством определенных действий, заданных условиями достижения цели.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств и месте среди других людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей целей, которые он выбирает и ставит перед собой. Рассогласование между притязаниями и реальными возможностями приводят к тому, что человек начинает искаженно (неадекватно) себя оценивать.
Эмоции – отражение реальности в форме непосредственных пристрастных переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоция – это совместная функция физиологически возбуждающей ситуации, ее оценки и отношения человека к этой ситуации.
Деятельность (по А. Н. Леонтьеву) – единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Учебно-профессиональная деятельность – ведущая у старшеклассников. Благодаря успешному осуществлению этой деятельности у школьников:
· Появляются потребности в труде, профессиональные интересы
· Формируются элементы исследовательских умений
· Развиваются идейно-нравственные и гражданские качества личности и устойчивое мировоззрение, способность строить жизненные планы.
Действие – основная единица деятельности, процесс, направленный на достижение цели.
Способности – индивидуальные особенности, свойства личности, которые обеспечивают продуктивность деятельности.
Пробы – ориентировочные действия для получения информации опытным путем. Основное назначение пробных профессиональных действий состоит в том, чтобы определить отношение к той или иной сфере труда, роду занятий, типу выполняемой работы.
Социальная роль – нормативно одобренный образец поведения, функция социального положения человека. Профессиональные роли считаются стандартизированными.
Социализация личности рассматривается как общий процесс ее вхождения в современную старшекласснику жизнь.
Нами рассмотрены основные базовые понятия, используемые в профессиональной консультационной работе по профориентации старшеклассников, которые позволяют эффективно строить весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Развитие личности как приоритетная задача профориентационной поддержки старшеклассников.
Личность формируется в той мере, в какой она проявляет свою активность. Только проявляясь каждодневно в совместной с другими интеллектуальной, эмоционально-коммуникативной или продуктивной предметной деятельности, человек может сотворить себя как личность. Согласно теории социализации Э.Эриксона, в человеке, который разумно воспринимал мир вещей и людей, принимал триумфы и разочарования как данности жизненного существования, который является родителем детей и создателем вещей и идей, постепенно согревая плод целостности. Это – синтез «Я» и социальной организации. Эриксон выделял признаки развитой личности:
1. Уважительное отношение к другим культурам
2. Стремление к гармонии, порядку и осмысленности
3. Любовь к своим близким и другим людям как переживание, наполненное духовностью
4. Принятие своего жизненного пути как достойного приложенных усилий и готовность защищать его от физических и экономических угроз
Период окончания детства и начала взрослости характеризуется личностным кризисом. При благоприятном протекании он сопровождается чувством внутренней практичности, когда подросток успешно решает задачу объединения всего, что он знает о себе самом как сыне или дочери, школьнике, друге, спортсмене и пр. все это он объединяет в единое целое, осмысляет, связывает с прошлым и проецирует на будущее.
«Чтобы ощутить свою целостность, - считает Эриксон, - молодой человек должен чувствовать связь между тем, чем он стал за долгие годы детства, и тем, чем он предположительно может стать в будущем, между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, другие и чего они от него ждут.»
Каждый человек, независимо от возраста способен к изменению. В том, как он изменяет себя в своей деятельности, - суть ответственности человека перед самим собой и обществом. Особую ценность имеет тот вид изменений, который связан с процессами личностного роста, поисками способов самосуществования, включая способы регуляции собственного отношения, самочувствия, поведения. «И в юности я ждал чего-то от жизни, теперь – только от себя» - так характеризует О. Штриттматер осознание собственной личностной зрелости, совпадающей с ориентацией на свои внутренние возможности. В старших классах у учащихся намечаются иерархия смыслов и различение среди них групповых, эмоциональных, познавательных. Среди факторов, влияющих на смысл жизни, все возрастающее значение приобретает собственный опыт, почти равный по значению опыту родителей. «Никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни», - считает Э. Фромм. Педагогическое отношение к взрослеющей личности, «прорастающей» через возрастные кризисы и социальные ограничения, основано на присущем каждому человеку внутреннему импульсу в направлении роста и развития. Самую большую помощь мы оказываем чекловеку тогда, когда проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. Чтобы изучить творческий потенциал учащихся в ходе профориентационной беседы классный руководитель опирается на «методику изучения творческого потенциала» Е.С. Жарикова и А.Б. Золотова, задавая следующие вопрсы:
1. Как я сам оцениваю свой творческий потенциал?
2. Насколько он реализуется в моей жизни?
3. От чего зависит его реализация?
4. Каковы сильные стороны моей личности, требующие специальных усилий для их проявления в творчестве?
5. Какие меры мне следует предпринять, чтобы полностью реализовать мой творческий потенциал?
6. Что это принесет мне и окружающим меня людям?
7. Насколько это будет востребовано людьми в настоящем и будущем?
Р. Шварцер и М. Ерусалем считают, что самоэффективность старшеклассников означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, что это приведет к желаемым результатам – успеху. А.Маслоу же считает, что стремление к самоактуализации у школьников есть целостный человек, личностная сущность которого неотделима от его призвания. Дело, которому посвящает себя самоактуализированный человек, выплощаетего сущностные ценности. Такой человек любит работу именно потому, что она олицетворяет эти ценности, он любит эти ценности через осуществляемую им на высоком профессиональном уровне работу, а не работу саму по себе.
Таким образом, главным моментом развития личности в профориентационной работе является планомерная, систематическая работа классного руководителя со старшеклассниками.
Рекомендации старшеклассникам, выбирающим профессию.
Выбирая будущую профессию важно учащимся оценить свой характер, интересы и способности, соотнести их с требованиями конкретных профессий, представляя себе свою способность стать профессионалом высокого уровня следующий шаг самосовершенствование, работа над собой с целью достижения поставленной цели. Выделяют основные правила выбора профессии:
1. Изучи как можно больше профессий.
2. Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья, особенности психики и пр.)
3. Выбери для себя профессии, изучи их подробнее, посоветуйся с родителями, учителями, врачами, специалистами, получи консультацию в профориентационном центре.
4. Найди возможность на практике попробовать свои силы в избранной профессии.
5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.
Правила выбора профессии.
1. Изучи требования, предъявляемые к каждому типу профессии.
- «человек - техника»
-«человек - человек»
-«человек - природа»
-«человек – знаковая система»
- «человек – художественный образ»
2. Изучи свои возможности и потребности; ответь на вопросы: «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Какие профессии актуальны, и какие будут востребованы в будущем?».
3. Найди возможность поближе познакомиться с информацией по профессиям, составляющим выбранный тобой тип.
4. Еще раз соотнеси свои возможности с выраженным типом профессии.
5. Определи профиль, в рамках которого можно уточнить свою будущую профессию.
6. Определи предметы, которые ты должен хорошо знать для будущей профессии.
7. Выбери несколько подготовительных курсов, которые могут удовлетворить твои интересы в профессии.
Система работы по профориентации обучающихся в РМОУ Широкоярская СОШ.
I. Подготовительный этап охватывает возрастной период: детский сад – начальная школа. Здесь главное – путем сюжетно-ролевой игры раскрыть многообразие профессий, характерные отличительные черты той или иной профессии, привить уважение к любому труду. Для этого педагоги совместно с родителями изготавливают атрибуты к играм, исходя из материальных возможностей семей. На этом этапе педагог является как бы моделью, образцом первичного ознакомления детей с миром профессий через значимую для них деятельность игру.
II. Этап – младший школьный возраст. С этого возраста помимо ролевых игр вводятся классные часы, родительские собрания, реферативные работы учащихся и т. д.
1. Анкетирование родителей – выявление склонностей, предпочтений детей к той или иной профессии.
2. Курс «Слагаемые профессий».
3. Конкурсы:
a) Доклады о профессиях
b) Лучшие сочинения о будущей профессии.
c) Выставка рисунков в холле «Мир профессий».
4. Экскурсии по предприятиям.
5. Выставка книг в библиотеке.
III. Этап – формирование специальных знаний, отношений, установок по профессиональной работе старшеклассников.
1. Беседы с детьми на тему выбора профессии.
2. Деловые игры, профориентационные игры.
3. Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.
4. Индивидуальные профконсультации.
5. Групповые профконсультации.
6. Активная трудовая практика на пришкольном участке совместно с обучающимися младших классов, организуя общую деятельность.
7. Профориентационный уголок «Куда пойти учиться?», «Профориентационный выбор учащихся».
8. Тесная связь со специалистами профориентационных центров.
9. Тренинги профориентационной направленности.
10. Курс «Мой выбор»
11. Курс «Моя карьера»
12. Профессиональная диагностика.
Работа с родителями по профориентации.
1. Индивидуальные беседы в школе.
2. Групповое семейное консультирование.
3. Родительские собрания.
· Профессиональное самоопределение
· Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»
· Учебные итоги – ступенька в будущее.
· Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.
· Дороги, которые выбирают наши дети.
· Сетевой маркетинг как одна из возможностей занятости выпускников в поселке Широкий Яр.
4. Совместные вечера отдыха родителей с детьми в школе.
5. Семейное консультирование, психокоррекция.
6. Родительские кружки по интересам, хобби.
7. Совместная с родителями оценка эффективности программы по профориентации школьников.
Вывод. Профориентационная работа нацелена на решение актуальных на данный момент задач, связанных с проблемами жизнеустройства выпускников. Учебную работу в Широкоярской СОШ следует строить так, чтобы профориентация пронизывала содержание учебных предметов, придавая процессу школьного образования характер начальной профессионализации. Профессиональная направленность содержания обучения позволит улучшить качество образовательной подготовки выпускников школ, а, значит, повысит уровень готовности абитуриентов к обучению в вузе и выпускников вуза – к работе по специальности. Возрастая конкурентоспособность выпускников на рынке труда повысит благоприятные возможности их социализации, экономическую устойчивость и улучшит социальное самочувствие.